Белорусский теннис славится не только именами спортсменов, но и тех, кто создает для них нужные условия. Работа таких людей не всегда заметна, но неизменно огромна и чрезвычайно важна. В теннисе концентрация спортсмена на тренировках и выступлениях без посторонних мыслей едва ли не главная составляющая успеха. Вот почему так важно говорить о людях, которые делают все, чтобы теннисист мог спокойно тренироваться и выступать. Один из таких людей – Семен Айзикович Каган, директор Городского центра олимпийского резерва по теннису.
«Теннис для меня – это и хобби, и профессия. Это очень хороший вид спорта, очень интересный, очень полезный. Судьба свела с теннисом, и я этому рад», - признается Семен Айзикович. В своей теннисной жизни он был игроком, тренером, руководителем и даже строителем теннисных комплексов. Он не просто видел историю отечественного тенниса, он ее делал. Сегодня у одного из отцов-основателей отечественного тенниса юбилей. При чем, побеждает он с красивым теннисным счетом 7:5. В честь этого делимся интересными фактами о Семене Айзиковиче, которые рассказал он сам.
Учился у великих
В теннис меня, маленького мальчика, в 1956 году привел старший брат. Мне повезло заниматься в команде школьников под руководством Геннадия Антоновича Петрова. В 1965 году мы успешно выступили на Всесоюзной спартакиаде школьников. Это был настолько серьезный успех, что после спартакиады Геннадию Антоновичу Петрову и Марату Николаевичу Звереву было присвоено почетное звание Заслуженных тренеров БССР. Когда я служил в армии, год занимался под руководством Марата Николаевича Зверева, он тогда возглавлял Спортивный клуб армии.
Марат Николаевич – великий тренер, он воспитал множество чемпионов и призеров первенства страны. Но человек своеобразный. Геннадий Антонович Петров тоже был очень неординарной личностью. Они часто представляли нашу страну на разных крупных турнирах. Великие теннисисты, великие тренеры.
Я был членом сборной БССР по юношам. В 1972 году выполнил норматив мастера спорта СССР, был призером чемпионата БССР в одиночном и парном разряде. На фоне достижений многих наших теннисистов, это, конечно, скромно. Потом я немного работал тренером, но совсем недолго. А затем перешел на организационную работу.
С детства постиг основные принципы тенниса
Теннис всегда был несколько элитарным видом спорта, советское время не исключение. Детям прививали основные принципы этого вида спорта. Например, что мяч нужно аккуратно подавать, с уважением к сопернику. Объяснили, что к судьям так же нужно относиться с уважением. В нас такие принципы воспитывали с самого детства. Мы их всегда придерживаемся.
Сделал Дворец тенниса таким, какой он сейчас есть
В 1978 году я стал главным инженером Дворца тенниса, который только был сдан в эксплуатацию. И там был деревянный пол. Играть на таком «покрытии» можно, но турниры проводить нельзя. Только в 1980-м году там было положено хорошее теннисное покрытие. И наш комплекс стал одним из лучших в Советском Союзе. Там проводилось много первенств СССР, особенно в зимнее время. Хороший объект – полноразмерные корты, высокие потолки. Тогда во дворце тенниса проводились соревнования и по другим видам спорта, так как спортивных объектов было мало. У нас проводились соревнования по самым разным видам спорта: по баскетболу, волейболу, гандболу, борьбе, фехтованию, спортивной и художественной гимнастике, настольному теннису, бадминтону. Приходилось находить решение, как создать условия для них и при этом не повредить свои корты.
А сегодня строит новый уникальный комплекс
На базе Городского центра олимпийского резерва мы строим большой теннисный комплекс. Наш климат не позволяет к большим грунтовым турнирам готовиться на улице. А крытых грунтовых кортов в стране нет. И нашим теннисистам приходится готовиться заграницей. Когда центр будет готов, спортсмены смогут тренироваться дома – это лучше и дешевле. Всего у нас планируется восемь крытых кортов. Довести спортсмена до высокого уровня – непросто, но возможно. И наша будущая база в этом поможет. Так же будет построена гостиница, чтобы дети из регионов приезжали в Минск тренироваться у лучших тренеров страны. Это уникальная база, аналогов которой у нас в стране нет.
Раскрыл великих
Максима Мирного и Володю Волчкова я знаю еще мальчиками. Мы все очень надеялись, что они вырастут в топовых игроков. Когда им было лет 11-12, я специально проводил исследование. И оно показывало, что это теннисисты должны достичь хороших результатов. Нам было интересно найти и воспитать не просто хороших игроков, а чемпионов.
Вывел белорусский теннис на международную арену
В 1993 году я возглавил только образовавшуюся самостоятельную Белорусскую федерацию тенниса. Это было очень перспективное время. Страна начала делать самостоятельные шаги. Мы могли ее представлять на многих турнирах, в том числе и командных. Это было сложно, но мы выигрывали. Наши девочки дважды выигрывали командный чемпионат мира. Парни добивались высоких результатов. И это притом, что условий для подготовки спортсменов высокого уровня у нас практически не было. Но было большое желание побеждать, и оно перекрывало все сложности.
В 1993 году я представлял страну в Лугано (Швейцария), когда нас принимали в европейскую семью. Осенью того же года я уже представлял страну в Ванкувере (Канада), когда нас принимали в Международную теннисную федерацию (ITF). Нас приняли. И в 1994 году наши команды чудом попали в Кубок Дэвиса и Кубок Федерации. Почему чудом? Заявки на участие в этих турнирах следует отправлять за год. А нас только в 1993 году включили в ITF. Но для нас сделали исключение. Так началась история участия белорусских теннисистов в командном чемпионате мира.
Я был первым капитаном белорусской команды в Кубке Федерации. При мне эта команда в 1994 году впервые вошла в мировую группу. Это был первый год участия белорусских теннисисток в Кубке Федерации. У нас была очень сильная команда. Играла Наташа Зверева, на тот момент седьмая ракетка мира в одиночном разряде и первый игрок в парном разряде. В мире уже все знали, кто такая Наташа Зверева. Поэтому к нашей команде, несмотря на то, что мы были «новичками» относились очень серьезно.
Я был руководителем делегации в первые годы участия белорусской команды в Кубке Дэвиса. Наш первый успешный выезд был в Кот-д-Ивуар, где мы проверили Максима Мирного и Вову Волчкова. С 1995 года мы начали играть в Кубке Дэвиса. И что интересно, домашние встречи мы всегда выигрывали. Только один раз, в 1995 году дома уступили Украине. Я руководил командой, когда наша команда вошла в четверку сильнейших команд в Кубке Дэвиса. В 2003 году мы обыграли Германию и вошли в мировую группу. Это был очень большой успех. Тогда мы дошли до полуфинала мировой группы. Это одно из наибольших достижений для всех игровых видов спорта в нашей стране.
«На одной ноге обыграл Тарпищева»
Матч мировой группы Кубка Дэвиса, который проходил в 2004 году в Минске, помнят, наверное, все, кто интересуется теннисом. (Матч, в котором Владимир Волчков в первой игре получил серьезную травму, а затем выиграл решающую игру – прим.). Я организовывал тот матч. В то время в столице не было арен, способных принять такой важный и масштабный турнир. На правительственном уровне было решено проводить его на футбольном манеже. Специально для этого матча было приобретено специальное покрытие, которое закрывало траву, на него было положено два помоста и сверху теннисное покрытие Taraflex. Были оборудованы трибуны, туалеты, командные раздевалки, достроен тренажерный зал. Была создана огромная VIP-зона. Уровень организации был очень высокий.
Интерес к тому матчу был грандиозный. Журналисты, болельщики говорили только о нем, приехала большая группа поддержки из России. У россиян был звездный состав команды – Марат Сафин, Михаил Южный тогда были на пике.
И тут Вова Волчков во время первой игры получает травму. Ему сразу же оказали помощь, наложили гипс, не дали усугубить травму. И все бы ничего, но ему надо были играть решающий матч. Но церемонию открытия Вова вышел на костылях. Но он смог не просто сыграть решающий матч, ему удалось его выиграть. Ту звездную российскую команду было реально победить. Но обыграть россиян могли только теннисисты очень высокого уровня. Такой уровень в нашей команде был только у Мирного и Волчкова. После этой травмы шансов на победу у нас почти не осталось. И россияне расслабились. А Вова собрался, вышел на игру и победил. При чем в трех сетах он обыграл Михаила Южного.
Россияне до сих пор хорошо помнят, как мы их обыграли в 2004 году. Для них это был шок, такого они явно не ожидали. Председатель российской федерации тенниса Шамиль Тарпищев меня очень благодарил за высокую организацию матча. Но победу не забыл. «Лучшему руководителю белорусского тенниса, обыгравшему Тарпищеву на одной ноге» - с такой надписью он мне подарил свою книгу. Мы с ним знакомы с детских лет, вместе мальчиками играли в теннис, поддерживаем хорошие отношения. И он очень хорошо относится к Беларуси.
Знает, в чем секрет белорусского тенниса
Беларусь – уникальная теннисная страна. По сути, одним городом, одним клубом мы обыгрывали ряд сильных стран Европы. У нас высокая концентрация тенниса в плане уровня. Но у нас очень мало спортсменов из регионов. Страна за 30 лет достигла высочайшего уровня, не имея поддержки из областей, только усилиями столицы. В советское время в регионах не было вообще никакой базы, им негде было тренироваться. Сейчас в областях строятся базы, работают тренеры, уже есть перспективные юниоры. Им нужно немного времени подучиться и будут хорошие спортсмены.
0