Плиссированная юбка, поло, микрошорты, козырьки, белый тотал-лук – что объединяет все эти вещи, кроме того, что они есть в каждом гардеробе? Все эти вещи миру подарил теннис, спорт, в котором судьи не оценивают внешний вид, но пренебрегать им непозволительно. Теннисный корт уже давно перестал восприниматься исключительно как место спортивного матча. Это еще и своеобразный модный подиум. Соперничество дизайнеров за право одеть на соревнования именитых спортсменок по страсти и экспрессии можно сравнить с самым горячим теннисным матчем.
Вместе с теннисом развивается и теннисная мода. Первый Уимблдонский турнир прошел в 1877 и гардероб участников полностью соответствовал моде Викторианской Англии, что особенно сказывалось на женском гардеробе. Длинные платья с тюрнюром (специальная подкладка под юбку для придания ей пышности), шляпки, корсеты, фланелевая ткань мало сочетаются с современным образом теннисистки на корте. В то время спортсменки могли выходить на корт даже с меховой отделкой на платье.
Модную революцию на корте совершила француженка Сюзанн Ленглен. В 1919 она вышла на корт Уимблдона в простой футболке с короткими рукавами, панамке и плиссированной юбке, которая потом перешла в гардероб всех модниц. К ужасу судей, прессы и болельщиков, на двадцатилетней теннисистке не было ни корсета, ни нижней юбки. Она первая среди своего поколения теннисисток начала надевать на корт футболки без рукавов, обувь на резиновой подошве и обычную повязку вместо шляпки. Впрочем, ее «непристойные наряды» не помешали ей шесть раз выиграть Уимблдон в одиночном разряде, шесть раз победить в одиночном разряде Открытого чемпионата Франции и завоевать три медали Олимпийских игр. Встретили ее по одежке, а провели…
Мужская теннисная мода развивалась спокойнее. Изначально мужчины выступали в легких рубашках и брюках. И выход Банни Остина на корт в шортах в 1930-х, большого волнения среди теннисной общественности не произвел. Тогда же теннисист Рене Лакост основал собственный бренд одежды. Изначально идея известной марки заключалась в создании удобных и дышащих поло для теннисистов. Рене использовал плотную хлопоковую пике, которая выделяется необычной текстурированной фактурой и воздухопроницаемостью. Поло, которые сейчас есть в каждом гардеробе, отличаются не только своим фасоном, но и именно этой тканью, которая считается традиционной.
Американская теннисистка Гасси Моран в 1949 году первой появилась на корте Уимблдона в мини-юбке и кружевном белье. Наряд спортсменки вызвал большой скандал, но на результаты матча не повлиял. Гасси Моран убедила общественность, что мини теннису не помеха. Кстати, теннисистка удостоена звания «лучше всех одевающейся спортсменки» от Академии моды США. На долгое время она стала приглашенной гостью модных показов, вечеринок и конкурсов красоты. После этого теннисный стиль более или менее сложился, а модные скандалы случались лишь периодически.
Рекордсменом по выходам на корт в смелых и необычных нарядах можно считать Серену Уильямс, как, впрочем, и ее сестру Винус. Сестры поражают не только своей игрой, но и выбором одежды. На Roland Garros-2018 Серена поразила всех костюмом пантеры – черным обтягивающим комбинезоном, по версии спортсменки, созданным для профилактики тромбоза. Костюм вызвал множества обсуждений и критики, а сама Серена чувствовала себя звездой.
Похожая история произошла в 1985 году, когда соотечественница сестер Уильмс Энни Уайт вышла корт Уимблдона в белом обтягивающем костюме. Ее соперница была так шокирована футуристическим костюмом Энни, что проиграла и потребовала запретить такие наряды. С тех пор обтягивающие комбинезоны на корте не очень приветствуют.
А Серена ответила на неприятие ее модных предпочтений в своем репертуаре – на один из матчей Открытого чемпионата США вышла в балетной пачке, созданной Верджилом Абло из спортивных материалов в сочетании с белыми кроссовками Nike.
Нелюбовь теннисной общественности к комбинезонам подогрела и Винус Уильямс, выйдя на корт Rolland Garros в платье аля-корсет с красным и черным кружевом. Тогда шорты телесного цвета под платьем теннисистки смутили и заинтриговали множество ее болельщиков.
Серена Уильямс на корте примерила и образ рок звезды. На US Open-2004 она сперва вышла в короткой джинсовой юбке, затем в мини-шортах с заклепками. Оба образа она дополнила импровизированными сапогами в стиле рок-звезды.
Удивлять всех не только своей игрой, но и одеждой любит и американка Бетани Маттек-Сандз, которую называют Леди Гагой мирового тенниса. Она – олимпийская чемпионка Рио, пятикратная победительница турниров «Большого шлема» в паре и… самая экстравагантная теннисистка в истории. Красный цвет волос и яркий макияж – самые примитивные вещи в образе Маттек.
Долгое время она каждый матч играла в гетрах. За ковбойскую шляпу на матче US Open её даже арестовали на 1000 долларов. Были в ее теннисном гардеробе и золотое платье с откровенным декольте, и леопардовое платье и даже платье, украшенное теннисными мячами.
Модные эксперименты теннисистов, экстравагантные наряды возможны на всех турнирах, кроме одного – Уимблдона. Уже более 100 лет участники английского турнира выходят на корт исключительно в белой одежде. Это правило касается и персонала соревнований. Можно было бы порассуждать о том, что белый цвет – это символ чистой борьбы, светлых помыслов участников турнира. Но причина гораздо прозаичнее. Изначально девушки играли в теннис, не прикладывая серьезных физических усилий. В платьях в пол и в корсетах активно двигаться по корту не так-то и просто.
Но с послаблением дресс-кода, игра стала более активной, борьба серьезной и спортсменки столкнулись с неприятной, но естественной особенностью организма – потоотделением. Следы пота были незаметны на светлой одежде. На десятилетия этот цвет захватил теннисные гардеробы, но укоренился только на Уимблдонских кортах, на которые теннисисты и сегодня выходят исключительно в белом. Английская классика и консерватизм во всей красе. Причем, с каждым годом дресс-код Уимблдона становится жестче. Оттенки белого цвета, кремовый цвет или цвет слоновой кости не подходят. Цветные швы вокруг края рукава или воротника, другие цветные вставки не должны быть шире одного сантиметра. Подкладки, свитеров, рубашек, нижняя одежда, которая может быть видна во время игры, и даже обувь должны быть белыми.
Впрочем, среди теннисистов достаточно желающих выделиться из, в этом случае, белой массы. Полет фантазии дизайнеров направляется на фасоны костюмов. Итальянка Леа Периколли в 1964 году дошла только до третьего круга, но всем запомнилась платьем с юбкой «туту», которую, кажется, одолжила у известной модницы Кэрри Брэдшоу из сериала «Секс в большом городе».
Серена Уильямс нашла способ, как выделиться и на Уимблдоне. В 2008 году она вышла на игру в классическом тренче, разумеется, белом.
В том году все отметили и наряд Марии Шараповой, чей костюм был сильно похож на мужской смокинг.
А в 2009 году Роджер Федерер произвел настоящий Уимблдонский фурор, выйдя на игру в белоснежном кителе и с золотой сумкой.
Не теряются на модных кортах и белорусские теннисисты. Виктория Азаренко, долгое время сотрудничавшая с Nike, никогда не боялась ярких красок. Чем ярче развивалась карьера экс-первой ракетки мира, тем ярче были ее костюмы. На первый во взрослой карьере US-Open 2006 17-летняя Виктория вышла в простом сером костюме с геометрическим принтом.
А потом понеслась – яркие желтые, бирюзовые, темно зеленые костюмы, подчеркивающие идеальную атлетическую фигуру спортсменки.
"Иконой стиля" белорусского тенниса можно считать Александру Саснович. В ее инстаграме регулярно появляются фотографии, словно сошедшие со страниц Vogue. Ярко-желтые брюки с черной блузой, блестящее синее платье мини и строгий синий и красный брючные костюмы, черное узкое платье в пол – ей идет все. Не боится Александра экспериментировать и с прическами, что подтверждают ее фото в длинном черном и коротком белом париках.
На корты Александра, как правило, выходит в одежде светлых оттенков. Особенно поклонникам запомнился нежный девичий образ Александры – розовая футболка и белая юбка, в котором она частенько выходила на корт.
Модное правило о наличии маленького черного платья Арина Соболенко использует и в теннисе. На апрельском турнире в Штутгарте первая ракетка Беларуси вышла на матч против Эшли Барти в классическом маленьком черном платье.
Но черным цветом спортсменка не злоупотребляет, украшая турниры не только своей игрой, но и яркими костюмами. Победу в парном разряде Australian Open вместе с Элизей Мертенс Арина праздновала в стильном бело-фиолетовом наряде.
А на турнире в Страсбурге осенью 2020 года ее было сложно не заметить, благодаря пестрому ярко-розовому наряду.
Арина также любит принимать участие в модных фотосессиях, о чем она регулярно рассказывает своим подписчикам в социальных сетях.
Илья Ивашко выступает в одежде итальянского бренда Hydrogen, который имеет интересный логотип в виде черепа. Интересен у бренда не только логотип. Илья выходил на корт в футболке с красным принтом, напоминающим молнии, ярко-салатовой футболке с молниями, кстати, спортсмен часто выбирает этот цвет на матчи.
Как и принты в виде звезд и молний. На US Open 2019 спортсмен выступал в белой футболке со золотыми звездами и белых шортах с золотыми полосками.
Интересная отсылка к американскому флагу. А в марте на Miami Open белорус вышел в белой футболке с пальмами, с которыми ассоциируется этот город.
Как сказала Миучча Прада, внучка основателя модного дома Прада Марио: «Ваша одежда – это способ преподнести себя миру, особенно сейчас, когда общение становится таким быстрым». За столько лет мода и теннис стали неделимы. Модное разнообразие, эксперименты со стилем, смелые образы – это еще одна причина любить теннис, а этой любви много не бывает.
фото из открытых источников
